ГлавнаяСтатьиО способах ловлиРучьевой хариус.

Ручьевой хариус.

22 мая 2014 - Mihail Bekker
Рейтинг: +10 Голосов: 10 22082 просмотра

Как и где поймать хариуса на малых реках

Существует множество способов ловли хариуса – это и простая поплавочная удочка, и тирольская палочка, и так называемая балда, и еще много много других способов, но я хочу поговорить об одном не особо популярном способе лова – спиннинге. Причем на искусственные приманки, так же исключая любых мух. А так как мой опыт ловли хариуса ограничен небольшими речками и ручьями, то и данная статья будет ориентирована на такие водоемы.

Хариус на блесну

Немного предыстории: Около семи лет назад, я очень увлекся спиннингом - ловил щуку и окуня, но загвоздка была в том, что за ними приходилось куда-то ехать, в домашних водоемах их, к сожалению, не водилось. Но ездить получалось не всегда, и я начал искать варианты, и нашел! В той речке, что протекала неподалеку от моего дома, водился хариус, которого я до этого ловил на поплавочку. После того, как я начитался статей и насмотрелся видео про ловлю хариуса, я решил попробовать половить его на своей речке, но ни в первый, ни во второй раз ничего не поймал. Хариус почти полностью игнорировал окуневую вертушку, лишь изредка провожал ее до берега. Но я не сдавался и заметил, что чем меньше вертушка, тем больше она интересна хариусу. В следующий раз я уже был вооружен несколькими блесенками размера 00 – 0, и все-таки вымучил одного небольшого хариуса на блесну Mosca 0! С вертушками размера 00 у меня как-то не сложилось. Они очень плохо заводились, все таки снасть была грубоватая, а вот «нули» неплохо работали и хариус на них активно реагировал. Я начал экспериментировать, чтобы найти ту самую ловчую блесну, и нашел! Ей оказалась вертушка от французской фирмы Mepps, называлась она XD, размера №0. Особенность этой блесны в том, что она выполнена в стиле ин-лайн, т.е. ось вертушки идет прямо через лепесток. Такая вертушка лучше заводится и вращение у нее более быстрое, даже на самой медленной проводке. Но в стандартном исполнении она слишком тяжелая и я ее немного усовершенствовал: груз убрал совсем, вместо него поставил несколько бусинок. Блесна получилась очень легкой, меньше грамма весом, но зато она мгновенно заводилась и вращалась даже при самой медленной проводке. И на эту блесну я начал ловить. Не много конечно, но 2-3 всегда попадалось. Забирать мне их было незачем, и по этой причине я их отпускал обратно.

Сейчас я уже подобрал и другие рабочие приманки, при этом сменил я и снасть. Соответственно и в тактике ловли стал разбираться лучше, но опять же, обо всем по порядку.

Рабочие приманки.

Приманки на хариусаMepps XDВоблер на хариуса
Самая рабочая приманка на хариуса – вертушка, но не всякая годится для этой ловли, я перепробовал много различных блесен, но в моей хариусовой коробочке заслуженно заняли место только эти.

1. Panther Martin 1g Эта вертушка выполнена в стиле ин-лайн, так же как и Mepps XD, но у нее есть два преимущества перед «иксдешкой» - она меньшего размера и второе преимущество – она работает и с грузом. У меня эта блесна идет первым номером и зачастую, на совсем коротких рыбалках на час-два, я беру только ее. Проводку допускает самую медленную, вращается ровно и без сбоев. Ловит любого хариуса от совсем малышей, до вполне солидных, длинной более 30см.

2. Mepps XD 0 была моей основной блесной несколько лет, я бы даже сказал единственной. В заводском варианте эта вертушка изготавливается с довольно тяжелым сердечником, который необходимо убрать. Вместо него ставите четыре – пять бисеринок и все, можно ловить. Могут возникнуть проблемы с дальностью заброса, но в тех местах, где обычно происходит ловля, вполне хватает заброса на 5-6метров, а с забросом на такие расстояние проблем не возникает. После такого «тюнинга» эта блесна настолько легко заводится, что ее можно завести даже в стакане! XD идеальный вариант для ловли в очень закоряженных местах, ведь ей достаточно небольшого оконца среди коряг, чтобы она завелась. Еще одно преимущество – более ощутимая вибрация на проводке, чем у других похожих блесен, что позволяет лучше контролировать проводку блесны и хорошо привлекает рыбу даже с приличного расстояния.

3. Mepps Aglia 00 и Mepps Aglia Long 00. поначалу у меня никак не получалось дружбы с «двойными нулями» но потом, когда я обзавелся более деликатными снастями, все же удалось найти с ними общий язык. Стандартное исполнение этих блесен мне не понравилось, и я их немного усовершенствовал. Доработка заключалась в том, что под дужкой крепления лепестка устанавливается еще одна-две бусинки, что уменьшает трение в этом месте и вертушка лучше вращается. Применяются эти вертушки в основном по открытым местам, особенно хорошо они себя показали там, где кроме хариуса есть другая рыба,

например чебак или уклейка. Аглия хорошо работает по самым мелким местам, а лонг наоборот – там где поглубже. Так же преимущество этих блесен перед XD и Panther Martin в том, что они тяжелее и соответственно дальше летят. Иногда это бывает важно.

4. Все остальное. Были попытки ловить хариуса и на другие приманки, но особого успеха они не принесли. На воблер хариус клюет, но вот только воблеров нормального размера найти так и не удалось. Ведь он должен быть около 2 см длинной, а таких воблеров мне пока не попадалось. Были кое какие варианты, но они напрочь отказывались играть, и пока что единственный воблер принесший мне хариуса – ридж 35, но он слишком крупный для нашего хариуса. Еще дна очень интересная приманка – микроджиг. Я поймал с помощью этой приманки штук пять хариусов, причем эти хариусы абсолютно игнорировали вертушку! Правда были и обратные ситуации, я особо в микроджиг не упирался, но мне кажется это довольно перспективная тема. В этом сезоне я постараюсь белее плотно заняться микроджигом. Скажу пока одно, что джиг должен быть очень маленьким, идеальный вариант – мормышка с искусственным мотылем. Проводка ступенчатая, с небольшой подигровкой.

Хариус на ручье

Техника и тактика ловли.

Если в больших реках хариус придерживается, каких-то определенных мест, то на маленьких речках и ручьях он есть везде. Принято считать, что хариус живет на перекатах, там его и надо ловить, но на небольших водоемах он не стоит на перекатах, его чаще можно найти в яме после переката, а еще чаще – просто в яме, особенно осенью. А если эта яма закоряжена, то это вообще идеальное место. На той речке, где я ловлю, есть участки вообще без перекатов и с очень слабым течением, но хариус там живет и причем он крупнее, чем в среднем по реке. Так что искать хариуса нужно везде, а не только у перекатов.
Самый обычный вариант рыбалки прост – вы идете вдоль реки и прокидываете все места, где только есть хоть какая-то глубина, особое внимание уделяете корягам, хариус очень любит охотиться из засады. Хариус очень пуглив, поэтому передвигаться нужно осторожно и не шуметь, если вы заметили перспективную точку, то лучше не подходить к ней вплотную, а встать чуть подальше. Я заметил, чем дальше ты стоишь от хариуса, тем увереннее он берет блесну. Еще такой момент – можно идти вверх по течению, а можно вниз, как лучше? Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, но я для себя выбрал первый, т.н. метод апстрим. Самый большой плюс этого метода – вы подходите к рыбе более незаметно. И когда ведете блесну, она идет навстречу хариусу, и такую приманку он берет более охотно. Но есть и минус, причем значительный – сделать проводку по течению сложно, особенно если оно неравномерное. Здесь уже не работает ни аглия, ни лонг и даже пантер мартин идет со сбоями.

Остается только XD, она и выручает в данном случае. Новичкам же я бы посоветовал начинать с классического варианта – с забросами вниз по течению, так и работа блесны чувствуется гораздо лучше и проводку можно делать медленнее. Сразу будьте готовы к количеству поклевок, а точнее пустых поклевок. Их будет много и, в лучшем случае, лишь одна из 6-7 будет заканчиваться поимкой рыбы. Способы борьбы с этим явлением существуют, но все равно пустых поклевок будет много и с этим нужно мириться. Все же хариус клюет на блесну больше из любопытства, а не для того, что бы ее съесть. И ситуация, когда один и тот же хариус атакует блесну по 10 раз, случаются постоянно, но так даже интересней, чем когда рыба вешается на крючок сама.

Снасть.

Своего первого «спиннингового» хариуса я поймал очень грубой снастью, это был спиннинг до 35г с катушкой размера 3000 и плетенкой 0,15. Эта снасть была очень груба для такой ловли, но выбора не было, ловил тем, что есть. С тех пор я перепробовал несколько спиннингов, и остановился на одном, на мой взгляд, идеально подходящем под эту ловлю – Aiko Margarita 175UL тест 0-5г. Главной особенностью данного спиннинга является то, что у него вклеенная вершинка и она очень мягкая, а сам бланк довольно жесткий. Это позволяет делать очень точные забросы и быстро вываживать крупного хариуса, при этом не рвать ему губы. Эта палочка очень хорошо держит рыбу, сходы очень редки. И длинна 1,75м очень удобна при ловле, так как берега всех речек и ручьев, сильно заросшие кустами и травой и с такой короткой палкой не возникает больших проблем при перемещении по берегу. Так же я долго выбирал между плетенкой и монофилом и все же остановился на плетеной леске, но с метровым поводком из монолески. В таком варианте блесна летит чуть дальше и реже перехлестывается при забросе и монофил не отпугивает осторожную рыбу. Плетенку я использую 0,4 по японской классификации, а поводок делаю из лески 0,16. Для крепления блесны к леске использую вертлюжок с застежкой самого маленького размера.

Хариус на Кемеровских реках

Отпускайте рыбу!

Вообще ко мне идея ловить хариуса спиннингом пришла и по тому, что ловилось на него гораздо меньше, чем поплавочной удочкой. Раньше я часто ловил хариуса на поплавок и уловы доходили до 30-40 штук за 2-3 часа ловли, но потом можно было на неделю забыть о рыбалке, потому что хариус кончался! Обычное явление – вчера 30 штук, а сегодня – три. Речка то небольшая и приплыть ему не откуда. Поэтому я немного об этом задумался и перестал ловить на поплавок, а потом стал всю рыбу отпускать обратно. И рыбалки стали более стабильными! Сейчас я уже не ловлю хариуса десятками, мне вполне хватает 4-5 штук, но главное хариус есть, и его много. Так что не губите природу, отпускайте рыбу!