Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Радиосвязь на внутренних водных путях

 

"На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия."

"Вот, вот!", - одобрительно пробурчал я, переворачивая очередную страницу водно-моторного "букваря" в расчете найти там описание какого-нибудь законопослушного и непременно современного способа связи для водоплавающей публики на внутренних водных путях. Минутой позже книжка, только что с интересом штудируемая, лежала на дальней полке - одни лишь заголовки подразделов напрочь отбивали охоту читать ее дальше. "Флажная сигнализация", "Русская семафорная азбука", "Световая и пиротехническая сигнализация"... "Это что же, в век инмарсатов, джи-пи-эсов и глобалстаров, я, чтобы узнать у встречного судна прогноз погоды, должен палить в него ракетой?!", - начитанное и наслышанное о разных технических диковинах "Я" негодовало и требовало чего-нибудь более элегантного или, как минимум, совершенного.

Опрос мужиков на местной стоянке показал, что самые продвинутые и технически оснащенные ставят на свои суда радиостанции гражданского диапазона (27 МГц; т.н. Си-Би станции) и остаются ими премного довольны. В самом деле, на нашей позабытой - позаброшенной речке подобное решение проблемы связи пожалуй наиболее удачно и рационально (Си-Би станции дешевы, связь посредством их устойчива, дальность ее мала, но приемлема). Все бы хорошо, однако при выходе в любую магистральную реку (в нашем случае, например в Оку, на которой, слава богу, еще теплится жизнь), Си-Би станция обретает очень существенный недостаток - с ее помощью невозможно связаться с судами речфлота, шлюзами, портами, любыми другими службами речного флота. Между тем, связь эта бывает ох как полезна, а в некоторых случаях (при шлюзовании, в узкостях, при аварии или поломке на фарватере) просто необходима для обеспечения безопасности судна и экипажа. В общем, Си-Би - дело хорошее, но, затевая серьезное плавание, неплохо иметь на борту также и радиостанцию диапазона 300-336,5 МГц - именно в нем, как выяснилось после расспросов "знающих людей", ведут радиообмен речные суда, диспетчеры шлюзов, портовые службы, в нем же передаются сводки погоды, сообщения о навигационных опасностях. Короче, цель была поставлена: к моменту спуска моего "парохода" на воду после героического трехлетнего ремонта, в его рубке, наряду с Си-Би-шкой, должна поселиться и трехсотмегагерцовая "речная" станция.

Тут же возникли вопросы: куда обращаться, что покупать, какие могут встретиться сложности, а самое главное - возможно ли в принципе частному владельцу маломерного судна официальным путем приобрести и зарегистрировать "речную" станцию?

Попытка выяснить что-либо в яхтенных и прочих околоводных web-конференциях оказалась безрезультатной. Знакомые яхтсмены из Мурома знали еще меньше и смогли лишь припомнить, что для похода в Москву на 300-летие флота речфлотовские "Волжанки" во временное пользование они получили без каких-либо разрешений и прочих бумаг благодаря содействию городского военкома. Ввиду отсутствия знакомых военкомов и присутствия желания заполучить "речную" радиостанцию не на время, а насовсем, оставалось одно - попытаться пройти разрешительную процедуру официальным путем на общих основаниях. Рассудив так, я отправился в наше местное управление Госсвязьнадзора.

Кажется, если бы я запросил разрешение, скажем, на голубиную почту, дяденька из "разрешительного" отдела удивился бы ничуть не меньше. Однако, - покрутил в руках мой судовой билет, судоводительские права ("Ничего подобного раньше не видел!") и вполне добродушно обронил: "Ща разберемся..." На разбор ушло около получаса, но, в конце концов, дядька все же извлек из завалов нужную бумагу. Честно сказать, я никак не ожидал, что процедура получения разрешения окажется столь необременительной. "Что ж, имеете право, - заключил дядька, прочитав до конца найденную бумагу, и тут же предложил: Пишите заявление". Пришлось открыть карты, выдать себя, как эмиссара boatclub`а и человека, временно неспособного купить запрашиваемую радиостанцию по финансовым соображениям. Перестав видеть во мне зажравшегося пароходовладельца, дядька окончательно подобрел и согласился ответить на несколько вопросов (на некоторые - довольно откровенно).

- Что первично, покупка радиостанции или оформление документов?

- Первым делом вы должны получить у нас разрешение на покупку радиопередающего устройства. Без разрешения Госсвязьнадзора радиостанцию можно приобрести разве-что на вторичном рынке, причем это будет нарушением закона. Легальные же продавцы вправе реализовать ее только при предъявлении покупателем разрешения на приобретение, выданного органом Госсвязьнадзора по месту жительства владельца судна.

- Какова процедура выдачи разрешения?

- Вы пишите заявление - мы выдаем вам разрешение. Следует лишь иметь в виду, что в разрешении указывается конкретная модель радиостанции - ее и только ее вы вправе потом купить. Так что, прежде чем отправляться в Госсвязьнадзор, определитесь какую конкретно радиостанцию вы бы хотели иметь.

- Разрешение получено, радиостанция куплена - что далее?

- Далее вы вновь приходите к нам, платите деньги, регистрируете покупку и получаете разрешение на эксплуатацию.

- Сколько это стоит?

- Регистрационный сбор (разовый) - порядка 200 рублей. Эксплуатационный (раз в год) - от 56 до 116 рублей в зависимости от мощности радиостанции.

- Для многих водномоторников новая техника дороговата. Как приобрести радиостанцию с рук и не нарушить при этом закон?

- Точно так же - подойти к нам и получить разрешение на покупку. Проблемы в этом случае могут возникнуть только у того, кто продал вам станцию, не имея на нее разрешения, да и то, только в том случае, если вы нам про него расскажете...

- А если станция уже куплена?

- Поймите главное - мы заинтересованы в том, чтобы в эфире был порядок, а люди пользовались радиостанциями легально, т.е. подконтрольно. Покупка радиостанции без разрешения - это нарушение закона. Не наказать человека в этом случае мы не имеем права. Однако мы понимаем, что чем суровее мы будем наказывать, тем больше народу будет пользоваться незарегистрированными радиостанциями втихаря. Соответственно, расклад такой: если судовладелец сам пришел к нам с незарегистрированной станцией, мы применяем к нему минимально возможное наказание, оформляем на станцию все необходимые документы и расстаемся друзьями...

- Что же в этом случае минимально возможно?

- Предупреждение или штраф в размере одного минимального оклада. Разумеется, это не относится к тем гражданам, которых мы "вылавливаем" самостоятельно. Пришел сам - это одно. Попался с незарегистрированной станцией - совсем другое.

- В разрешительных документах на радиостанцию фигурирует судовладелец или судно?

- И владелец и судно.

- Как быть, если владельца радиостанции приглашают, к примеру, провести отпуск на борту другого судна. Радиостанции там нет и он хочет прихватить в поход свою. Что делать?

- Зайти в Госсвязьнадзор. Мы выпишем временное разрешение на эксплуатацию.

Вот так! На удивление просто и по-человечески. Будучи с оказией в Москве, зашел с другом в тамошний Госсвязьнадзор (ул.Селезневская, д. 21, тел.: 288-41-73*). Чиновники в столице оказались построже, но, в принципе, подтвердили вышесказанное, за исключением, пожалуй, только легализации незаконно приобретенных радиостанций. Минимальным окладом, а уж тем более предупреждением столичные госсвязьнадзоровцы ограничиваться явно не желали...

Теперь, когда стало ясно, что с разрешительными бумагами проблем не будет, оставалось только выяснить какую из имеющихся моделей радиостанций следует предпочесть. На удивление выбор оказался невелик. Из той аппаратуры, что по своим техническим показателям пригодна для установки на маломерное судно, допуск Речного Регистра и сертификат Минсвязи имеют лишь три радиостанции: болгарская "Волжанка", советская еще "Река-С" и российская разработка "Гранит Р-44".**

"Волжанка" - носимая радиостанция с пятью частотными симплексными каналами и небольшой дальностью приема/передачи, в настоящее время снята с производства и купить ее можно только с рук. "Река С" производится в стационарном исполнении, обладает более высокими, нежели у "Волжанки" мощностью и чувствительностью, но имеет еще меньше - 4 частотных канала. "Гранит Р44" - наиболее привлекательный для водномоторника вариант. Радиостанция, выполненная в носимом варианте, очень компактна, имеет 16 симплексных и 12 дуплексных каналов, регулируемую от 0,5 до 4 ватт мощность передатчика и наибольшую (из названных вариантов) чувствительность приемника. В стандартный комплект входят аккумулятор, зарядное устройство и чехол. За дополнительную плату поставляется выносная антенна, адаптер для питания от бортовой сети и тангента для использования радиостанции в "стационарном" варианте. Летом прошлого (2000) года в фирме "Навиком" за стандартный комплект "Гранита" просили 440$. Дама из столичного связьнадзора, поинтересовавшись, где мы с другом собираемся покупать радиостанцию, как бы невзначай порекомендовала записать телефончик московской фирмы "Сантел". Позвонив по нему, я решил, что если дама отрабатывает таким образом некие материальные блага, то делает она это не без пользы для нашего брата-водномоторника. "Гранит" в "Сантеле" стоил 390$ с копейками*** .

Радиосвязь на внутренних водных путях в диапазоне 300-336,5 МГц**** имеет две основные особенности - физическую и организационную. Физическая особенность подразумевает то, что дальность и качество связи на ВВП очень зависят от рельефа местности. На открытой воде, к примеру, дальность уверенного радиообмена может доходить до 20 км, а на извилистой реке с высокими берегами, узкостях - снижаться до 10 и менее километров. Организационная особенность связана с тем, что система связи на отечественных внутренних водных путях создавалась в интересах речного флота тогда, когда об участи в радиообмене маломерщиков и речи не было. Соответственно, вся система связи, принципы ее построения ориентированы прежде всего на "большие" суда. Водномоторников и яхтсменов речфлот воспринимает в своем радиодиапазоне гостями. Имейте это в виду, будьте кратки, вежливы и разумны (не пытайтесь, к примеру, просить в эфире капитана встречного "Волго-Дона" разойтись с вашим "Прогрессом" правыми бортами...).

В фирме "Навиком" каждому покупателю радиостанции вручают четвертушку бумаги с памяткой по использованию. Привожу ее полностью.


ПАМЯТКА

По использованию радиосвязи на внутренних водных путях

1. Частотные каналы

Канал 5 - для вызова судов, согласования маневров и передачи сигналов бедствия.

Канал 2 - для связи между судами.

Канал 3 - для связи с диспетчерами шлюзов.

Канал 4 - для связи с другими службами речфлота.

Канал 25 и 43 - для связи между яхтами.

2. Правила ведения связи

Вызов судна осуществляется на 5-м канале. В качестве позывного используется название судна. Например: "Волга-Дон 5" ответь яхте "Вега". Если название судна установить невозможно, можно вместо позывного назвать его тип или положение относительно встречного судна: "Встречный теплоход, ответь яхте "Вега".

Вызов диспетчера шлюза осуществляется на 3-м канале. В качестве позывного используется номер шлюза.

При необходимости ведения длительных переговоров, после вызова на 5-м канале следует перейти на соответствующий канал: для связи с судами речфлота - на 2-й, для связи с яхтами - на 25-й или 43-й. Если какой-либо из этих каналов занят службами речфлота, следует использовать другой свободный канал.


В каждом водном бассейне имеются береговые радиостанции "речного" диапазона. Они следят в эфире за сигналами бедствия и регулярно передают сводки погоды, штормовые предупреждения и сообщения о навигационных опасностях. Каналы, на которых работают эти радиостанции, а также позывные, которые они используют, можно выяснить, связавшись с судами речфлота в конкретном районе плавания. Выделение двух отдельных каналов для связи между яхтами - заслуга яхтсменов, традиционно более сплоченных и объединенных в союзы и всевозможные федерации. Представляется разумным использование этих каналов и для связи между моторными маломерными судами.

Номера каналов и соответсвующие им частоты

№ кан.

Частота, МГц

№ кан.

Частота, МГц

2

300,050

25

336,200

3

300,100

41

300,025

4

300,150

42

300,075

5

300,200

43

300,125

6

300,250

46

300,275

7

336,300

49

300,425

8

336,350

48

300,375

9

336,400

50

300,475

10

336,450

61

336,025

11

336,500

62

336,075

22

336,050

63

336,125

23

336,100

64

336,175

24

336,150

65

336,225

А.Дубовицкий.

* Примечание 1. Отдел Госсвязьнадзора, осуществляющего регистрацию радиостанций переехал по адресу: Москва, ул.Сущевская, д.21, подъезд 2, 2-й этаж; телефон для справок 258-80-50, 258-80-52 22.01.04

** Примечание 2. На сегодняшний день перечень радиостанций сертифицированных Госсвязьнадзором и допущенных к использованию Речным Регистром значительно больше (в том числе Motorola GP-340 и др.). Полный, постоянно обновляемый список  Вы можете посмотреть здесь >> 20.10.2003

*** Примечание 3. В настоящее время фирма Навиком урегулировала дилерские отношения с фирмой Сантел, поэтому стоимость радиостанции Гранит Р44 в обоих фирмах одинакова - приблизительно 390 долл. 23.03.2001

**** Примечание 4. Точнее для радиосвязи на ВВП выделено два поддиапазона
300,0125-300,5125 МГц и 336,0125-336,5125 МГц.

 

Обсудить в конференции